«Героика военных лет в искусстве»

Структура и ход урока:

1. Организационный момент — готовность учащихся к уроку, вступительное слово преподавателя об уроке и его целях, задачах, особенностях — посвящяется юбилею Победы в Великой Отечественной Войне.

2. Этап повторения знаний — рассказ учащихся о кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский» (исторический период Великой битвы на Неве) и «Ленинградской» симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.

3. Знакомство с новым материалом — о творчестве композиторов — песенников А.Александрове, В.Соловьеве-Седом, М.Блантере, Д.Тухманове (прослушивание песен: «Священная война», «На солнечной поляночке», «Катюша», «День победы»), о творчестве художников военной поры — просмотр видеоряда картин военной поры, в том числе П.Д.Корина «Александр Невский», А.Дайнеки «Оборона Севастополя», Ю.Непринцева «На привале», Б.Иогансона «Великая отечественная война», А.Пластова «Фашист пролетел», Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода».

4. Проверка домашнего задания:
— рапределение по жанрам произведений С.С.Прокофьева;
— определение на слух музыкальных тем из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева и «Ленинградской» симфонии №7 ч.1 Д.Д.Шостаковича (список музыкальных тем прилагается);
— дать словестный портрет композитора С.С.Прокофьева.

5. Заключительная часть открытого урока:
— подведение итогов работы учащихся на открытом уроке — оценка продемонстрированных знаний учащихся и их поощрение в виде сладких призов;
— определение лучшего рассказчика о музыке и живописных картинах, знатока музыкального материала и самого активного участника урока.

Музыкальная викторина

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»
1. Песня об Александре Невском №2.
2. «Вставайте, люди русские» №4.
3. «На Руси родной, на Руси большой» №4.
4. «Ледовое побоище» хорал «Peregrinus» №5.
5. «Ледовое побоище» «тема русской атаки» №5.

Д.Д.Шостакович «Ленинградская» симфония №7 ч.1.
6. Тема Родины — главная партия.
7. Побочная тема.
8. Тема нашествия.
9. Тема сопротивления.